ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о состоянии законности при реализации полномочий по рассмотрению органами местного самоуправления обращений граждан РФ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО о состоянии законности при реализации полномочий по рассмотрению органами местного самоуправления обращений граждан РФ

Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проанализировано состояние законности в сфере реализации муниципальными образованиям, полномочий по рассмотрению обращений граждан РФ.
Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом РФ от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон РФ № 59-ФЗ).
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ № 59-ФЗ, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
   В соответствии с положениями ч. 3 ст. 8 Федерального закона РФ № 59-ФЗ, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Согласно ст. 10 Федерального закона РФ № 59-ФЗ орган местного самоуправления обязан:
- обеспечивать объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
- запрашивать, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
- принимать меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
- дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
- уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно ст. 12 Федерального закона РФ № 59-ФЗ, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
За нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, предусмотрена административная ответственность по ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание за указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
При этом,  проведенными прокуратурой проверками выявлялись факты нарушений должностными лицами органов местного самоуправления требований вышеназванного законодательства.
В частности, в 2017 году в администрацию Судского сельского поселения Череповецкого района поступило и зарегистрировано обращение жителя поселения по вопросу наложения обеспечительных мер, направленных на сохранение зеленых насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами расположенных в границах Судского сельского поселения.
Кроме того, заявителем в обращении предложено: принять действия о внесении изменений в схему территориального планирования Череповецкого района, в генеральный план Судского сельского поселения, в правила землепользования и застройки; ликвидацию (изъятие) проекта строительства целлюлозного завода, как резидента промышленной площадки, и по созданию на территории поселения особой экономической зоны; и внесение защитных лесов вдоль побережья Рыбинского водохранилища в перечень территорий с особыми условиями использования территории, и внесения этих зон в кадастровые паспорта.
Однако, главой поселения оценка доводам обращения дана ненадлежащим образом, обращение не было направлено в соответствующие органы в компетенцию которого входит решение поставленных вопросов.
В связи с чем, глава Судского сельского поселения привлечена к административной ответственности в виде штрафа.
Кроме того, в 2017 году Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой внесено 12 представлений об устранении нарушений закона в сфере нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, по результатам рассмотрения которых, 7 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
Судебные инстанции неоднократно подчеркивали важное обстоятельство о том, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и ненаступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
На основании изложенного информирую Вас о необходимости неукоснительного исполнения требований Федерального закона РФ № 59-ФЗ по рассмотрению обращений граждан РФ при реализации возложенных полномочий.
 

Череповецкий межрайонный
природоохранный прокурор

старший советник юстиции                                                             Д.В. Викторов















Н.М. Пилипкин., тел.: 57-60-27