Руководитель Росреестра Олег Скуфинский о перспективах развития электронных услуг ведомства


Руководитель Росреестра Олег Скуфинский о перспективах развития электронных услуг ведомства
За последний год Росреестр активно включился в работу по цифровой трансформации ведомства. Доля электронных услуг по регистрации прав собственности и кадастровому учету с начала 2020 года выросла в два раза, а электронной регистрации договоров долевого участия и ипотечных сделок – в пять раз. В то же время в разы увеличилась и скорость регистрации сделок: если в 2007 году процесс в среднем занимал около месяца, то сегодня – от трех до пяти дней.
В интервью информационному агентству ТАСС в рамках Петербургского международного экономического форума руководитель Росреестра Олег Скуфинский поделился перспективами развития электронных услуг ведомства, рассказал, в каких проектах Росреестр будет применять искусственный интеллект и беспилотные технологии, когда выписки из Единого государственного реестра недвижимости станут бесплатными, а также посчитал в футбольных полях объем всех архивных документов Росреестра.

— Олег Александрович, Вы возглавили Росреестр в январе 2020 года. Насколько за это время изменилось ведомство? Какие задачи удалось решить?
—Стоит напомнить, что с января 2020 года Росреестр напрямую подчиняется правительству РФ. Росреестру переданы полномочия Минкэкономразвития в части нормотворческой деятельности по регулированию гражданского оборота недвижимости. Ориентируясь на современные вызовы, своей миссией мы видим содействие социально-экономическому развитию России, созданию и обновлению пространственных данных для принятия решений об эффективном использовании земельных ресурсов и обеспечении гарантий прав на недвижимость.
Первое, с чего я начал, когда пришел в Росреестр - формирование команды. Мы набираем лучшие кадры в областях нашей деятельности. Благодаря квалифицированным специалистам за этот год мы значительно нарастили темпы работы по всем направлениям. Доказательством тому служат наши успехи в рейтингах оценки ФОИВ, в том числе рейтинге открытости Счетной палаты и рейтинге цифровой трансформации.
Гражданский оборот рынка недвижимости вносит огромный вклад в экономику страны. Совокупно Росреестр участвует в процессах, которые составляют около 40% ВВП страны. Это и строительный, и финансовый сектора, и сектор государственного управления. Мы должны видеть свой вклад в экономику страны и социальную повестку, повышать капитализацию территорий и эффективность использования каждого участка нашей страны.
Росреестр становится центром компетенций по земле и недвижимости, так как нет другого органа власти с подобным объемом полномочий и представительством в каждом субъекте Российской Федерации. По сути, мы отвечаем за информацию о земле и недвижимости. Расскажу подробнее: все начинается с сети государственных геодезических станций, которая определяет точность инженерных изысканий и кадастровых измерений. Затем идет единая электронная картографическая основа страны.
На этот ресурс накладываются данные Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН): границы всех административно-территориальных образований, территориальных зон и зон с особыми условиями использования территории, земельных участков, объектов капитального строительства, привязанных к земельным участкам, права на эти объекты, сведения о правообладателях и кадастровой стоимости объектов.
Мы не остановились в этой работе и в 2021 году по поручению правительства проводим эксперимент по созданию единого ресурса по земле и недвижимости (ЕИР). То есть на уже имеющийся "информационный пирог" добавляем еще слои данных других ведомств. Таким мы видим развитие Росреестра и уже чуть больше года системно и комплексно реализуем сформулированную стратегию шаг за шагом.
— После назначения на должность главы Росреестра Вы назвали одной из основных задач ведомства - развитие электронных услуг. Какими результатами за прошедшие полтора года Вы можете поделиться? Как изменился объем предоставления электронных услуг?
—На начало 2020 года доля электронных услуг по регистрации прав собственности и кадастровому учету составляла 19%, а на сегодня она выросла в два раза и достигает около 40%. В то же время доля ипотечных сделок в электронном виде составляла 9% в начале прошлого года, а сегодня - почти 46%. Еще один важный показатель, который мы тоже замеряем, это регистрация договоров долевого участия. Если на 1 января 2020 года доля электронной регистрации достигала около 10%, то сейчас – в пять раз больше, т.е. почти 50%.
Во-первых, значительному росту электронных услуг способствовала пандемия. Рынок недвижимости не останавливал работу, и люди дистанционно заключали и регистрировали сделки, процесс перехода в электронный вид ускорился. Во-вторых, мы провели очень серьезный реинжиниринг нашего портала. Так, на начало 2020 года к порталу было подключено очень много неконтролируемых пользователей. По нашим подсчетам, на тот момент около 4,5 тыс. подключенных к нашим системам пользователей скачивали данные с помощью ботов для перепродажи через сайты-двойники. А простой добросовестный пользователь не мог «пробиться» сквозь этих роботов.
Чтобы разобраться со сложившейся ситуацией, мы навели порядок с точки зрения пользования информацией в ЕГРН и объявили, что перезаключаем соглашения с пользователями на подключение к системам. В соглашении прописано два принципиальных условия: запрет на создание сайта-двойника и запрет на перепродажу нашей информации. В итоге вместо 4,5 тыс. неконтролируемых пользователей осталось около 80 добросовестных игроков, среди которых крупные интеграторы рынка недвижимости, банки, госкомпании. Они используют полученную информацию в интересах клиентов.
В-третьих, мы начали взаимодействовать с крупными участниками рынка недвижимости на системной основе: сформировали фокус-группы с застройщиками, кредитными организациями, кадастровыми инженерами, нотариатом, федеральными органами власти. Это направление тоже внесло вклад в кратный рост доли электронных услуг.
— Возможно ли достигнуть стопроцентного показателя по предоставлю электронных услуг?
—Рост доли электронных услуг до 40-50% мы считаем далеко не пределом и продолжаем эту работу. Невозможно всего за год так настроить все процессы, чтобы доля электронных услуг выросла с 10% до 100%. Нам необходимо провести глубочайшую модернизацию информационных систем. До 2024 года планируем увеличить долю электронных услуг до 90%. Но всегда останутся люди, которым удобнее прийти в многофункциональные центры (МФЦ), и мы не должны о них забывать. Мы нацелены максимизировать возможность использования электронных услуг, однако при этом оставить опцию с подачей документов в бумажном виде в МФЦ.
— Какие планы по цифровой трансформации поставлены перед Росреестром на ближайшие три года? Какие проекты Вы считаете наиболее приоритетными?
—Стоит отметить, что мы кардинально перестроили всю цифровую экосистему ведомства. За год в Росреестре создан Координационный архитектурно-технический совет по принятию решений о развитии информационных систем, в его состав входят как внутренние специалисты ведомства, так и внешние эксперты. Это важно, так как любая система требует коллегиальных решений и обсуждений. Кроме того, мы разработали и утвердили концепцию цифровой трансформации ведомства, а также ведомственную программу цифровой трансформации на следующие три года.
Качество любой услуги или сервиса определяется качеством исходных данных. Нужно честно сказать, что данные в Едином государственном реестре недвижимости неполные и неточные. Это историческая данность, с которой мы столкнулись. ЕГРН формировался по заявительному принципу. Процесс растянулся на десятилетия. А в прошлом году мы приняли комплексный план, охватывающий весь спектр вопросов, связанных с формированием полного и точного реестра недвижимости. Поэтому до 2025 года мы нацелены сформировать ЕГРН точным на 90%, в горизонте до 2030 года сделать его абсолютно верифицированным и полным.
Мы разрабатываем проекты с применением искусственного интеллекта и создаем цифрового помощника регистратора. Есть задача радикально сократить количество приостановлений в кадастровом учете и регистрации недвижимости. У ведомства огромный территориальный охват и мы видим, что в зависимости от региона правоприменительная практика может быть разной. К сожалению, в этих случаях может сыграть роль и человеческий фактор, когда один регистратор в силу своего опыта и компетенции принимает то или иное решение. Но в конечном счете при отказе в регистрации страдает клиент. цифровой помощник регистратора – это сервис, который на основе технологии искусственного интеллекта, нейронных сетей, будет формировать второе мнение регистратора. Это ускорит процесс правовой экспертизы и сделает его унифицированным по всей стране.
Важное направление деятельности – земельный надзор, и здесь мы тоже идем по пути цифровизации. Сейчас ведомство в тестовом режиме отрабатывает применение беспилотных летательных аппаратов, что сделает земельный надзор в пять раз эффективнее. Тем самым мы не только контролируем соблюдение законодательства, но и планируем выявлять неиспользованные земли для вовлечения в оборот. Раньше этим никто не занимался.
По поручению президента и председателя правительства мы выявили в России более 100 тыс. га земли, которые теперь вовлекаем в оборот для многоквартирных домов и индивидуального жилья.  Мы передали эти сведения в Минстрой РФ, ДОМ.РФ, и губернаторам на местах, а также разместили ее на Публичной кадастровой карте в рамках сервиса "Земля для стройки". Уже пришло 60 заявок от клиентов, каждая заявка сопровождается Росреестром и региональными властями.
— В начале нашей беседы Вы упоминали, что Росреестр начал разработку цифровой платформы, на которой будут объединены сведения о земле и недвижимости из разных федеральных и региональных ресурсов. Какие опции предполагает ресурс и что он даст обычным гражданам?
—Создание Национальной системы пространственных данных – один из наших глобальных проектов. В ее основе будет лежать единая электронная картографическая основа (ЕЭКО), а дальше мы будем строить цифровую платформу, содержащую весь массив открытых данных. К этой платформе мы планируем обеспечить доступ и органов власти, и профессиональных участников рынка недвижимости, и любых заинтересованных граждан.
В 2021 году мы проводим эксперимент по созданию ЕИР. В рамках ЕИР планируем также запустить сервис "Земля просто", предоставляющий возможность гражданину или предпринимателю по аналогии с механизмом "Дальневосточного гектара" выбрать участок, сформировать схему его размещения и в онлайн-режиме получить землю через аукцион или напрямую, если заявитель относится к льготным категориям. А также сервис "Мониторинг использования земель", который позволяет с помощью искусственного интеллекта наблюдать за изменениями на земле.
— Еще один вопрос по теме цифровизации касается Федеральной государственной информационной системы Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН), внедрение которой в прошлом году завершено во всех регионах России. Удалось ли за это время ведомству наладить бесперебойную работу системы и есть ли планы по ее развитию?
— ФГИС ЕГРН – это информационный ресурс, посредством которого мы оказываем основные массовые услуги. Нужно честно сказать, что ее внедрение по всей России – это тяжелый проект. Проектирование шло семь лет, в создании системы участвовало шесть команд разработчиков. Естественно, что за это время ее компоненты морально устарели. При этом за 2020 год мы перенесли в ФГИС ЕГРН информацию об около 110 млн объектах и переехали на два новых центра обработки данных. Сейчас с точки зрения катастрофоустойчивости у нас есть два так называемых "горячих" ЦОДа и один резервный. То есть устойчивость системы в прошлом году была повышена. Это большая системная работа IТ-блока.
Нагрузка на ФГИС ЕГРН за последние три года с точки зрения запросов существенно выросла. И, учитывая возрастающий спрос на электронные услуги, мы прогнозируем дальнейшее увеличение нагрузки. Поэтому принято решение о перепроектировании ФГИС ЕГРН, внутри ведомства называем этот проект ЕГРН 2.0.
Здесь же стоит упомянуть проект о переводе массовых услуг Росреестра на Единый портал госуслуг (ЕПГУ). Для удобства пользователей в мае этого года совместно с Минцифры мы вывели услугу по предоставлению наиболее востребованных видов выписок из ЕГРН в личном кабинете на Портал госуслуг. Для нас это серьезный прорыв, планируем перевести на ЕПГУ все массовые услуги ведомства.
— Также стало известно, что Росреестр в тестовом режиме провел выдачу первых электронных закладных с помощью технологий распределенных реестров. В чем особенность и преимущество такого механизма?
—Напомню, что в марте прошлого года для поддержки строительной отрасли из-за пандемии была запущена программа льготной ипотеки. Президент РФ Владимир Путин поставил задачу развивать ипотечное кредитование. Кредитные организации для Росреестра – основные партнеры в регистрации ипотечных сделок. Мы проанализировали, как ведомство взаимодействует с банками, и увидели, что у нас нет выработанных стандартов совместной работы. Тогда мы приступили к разработке единого стандарта взаимодействия ведомства и кредитных организаций. В результате в План мероприятий по внедрению в финансовый сектор онлайн-технологий, утвержденный председателем правительства Михаилом Мишустиным, вошло поручение Минцифры совместно с Росреестром, Банком России и ДОМ.РФ в пилотном режиме отработать технологию выдачи электронной закладной и обмена сведениями с депозитариями на основе технологии распределенных реестров.
Проект успешно реализован, он позволит сократить сроки регистрации электронных ипотечных сделок, сделать процесс обмена сведениями Росреестра с депозитариями стабильным и бесшовным.
— Ранее Вы упоминали, что у Росреестра появилось предложение сделать бесплатной выдачу выписок из Единого государственного реестра недвижимости. На каком этапе находится проработка инициативы? Когда выписки из ЕГРН станут бесплатными для россиян?
—Да, об этом мы говорили на заседании итоговой коллегии ведомства. Сегодня за счет выдачи выписок из ЕГРН в бюджет поступает около 3 млрд рублей ежегодно. Если предоставление сведений из ЕГРН сделать бесплатными, то эта доходная часть должна быть замещена. Мы сформулировали предложение по компенсации выпадающих доходов бюджета, сейчас оно находится в стадии обсуждения.
— Еще одна важная тема касается кадастровой оценки недвижимости. В середине мая представители аппарата бизнес-омбудсмена Бориса Титова говорили о случаях двукратного завышения первоначальной кадастровой стоимости недвижимости государственными оценщиками. В то числе общественный омбудсмен по вопросам земельных отношений и определения стоимости недвижимости Марина Карпова тогда выразила мнение, что это может быть связано с недофинансированием работ, низкими зарплатами сотрудников и дефицитом специалистов по геоинформационным технологиям. Согласны ли Вы с такой оценкой?
—В целом институт кадастровой оценки был сформирован с 2000 по 2006 год. Тогда же в 2006 году существовал федеральный институт массовых кадастровых оценщиков, была единая методология, программное обеспечение, система подготовки специалистов и управления процессом.
К сожалению, потом этот институт в силу разных причин перестал существовать, и систему массовой кадастровой оценки для целей налогообложения отдали коммерческим оценщикам. Это привело к массовому оспариванию кадастровой стоимости, поэтому кадастровую оценку недвижимости вернули на уровень регионов, и сегодня за нее отвечают государственные бюджетные учреждения при субъектах Российской Федерации. Нужно понимать, что это только первый шаг к восстановлению полноценной системы кадастровой оценки. Сейчас каждое из этих региональных учреждений проводит оценку, используя свое программное обеспечение, то есть возможны ситуации, когда разные разработчики используют отличающиеся математические алгоритмы, что иногда и приводит к разной оценке стоимости.
— Как Росреестр планирует изменить ситуацию с фактами необоснованного завышения первоначальной кадастровой оценки недвижимости?
—Мы считаем, что большинство ошибок, неточностей и споров связаны с отсутствием единого программного обеспечения, платформы, которая бы позволила единовременно, единообразно и по единому алгоритму обеспечить расчет базы для имущественных налогов.
Для создания такой платформы необходимо внести изменения в законодательство, спроектировать и обеспечить переход на единое программное обеспечение. Тогда условно рубль в одном регионе будет сопоставим рублю в другом регионе.
По статистике, за прошлый год количество оспариваний кадастровой стоимости достигло 40 тыс. Но зачем тратить время и ходить в суд, когда можно использовать простые и понятные инструменты, отработанные и в мировой практике, и в Российской Федерации с 2000 по 2006 годы. Такую стратегию в области кадастровой оценки мы планируем реализовывать, естественно, в партнерстве с регионами, объясняя налогоплательщикам и бизнесу, что именно мы делаем и зачем.
— Когда мы говорим о цифровизации, то не можем обойти вниманием проблему с возможными сбоями в работе сервисов. Что сейчас делает Росреестр, чтобы улучшить работу своих сервисов?
—Мы помним, что в 2018 году была серьезная авария, когда Росреестра несколько недель работал «в режиме ЧС». Мы провели работу над ошибками. Собрана IТ-команда, которая вывела работу системы на новый уровень. Несмотря на все сложности, за последние годы произошел колоссальный прорыв в области регистрации прав и кадастрового учета. Организована система мониторинга и выстроено взаимодействие с Минцифры и Ростелекомом. Мы совместно анализируем все вопросы, связанные с инфраструктурой, проектируя ЕГРН 2.0, создаем надежную, катастрофоустойчивую систему с необходимым запасом прочности. Если в 2007 году регистрация занимала в среднем месяц, то сейчас фактические сроки -  три-пять дней, а ипотечные сделки – два дня.
По статистике, в год к нам поступает порядка 1,5 млрд запросов, мы осуществляем 133 млн юридически значимых действий. Поэтому ведомству нужно быть готовым к изменениям и быстрому реагированию.
Сегодня формируем предложения по новой госпрограмме, оптимизируем бизнес-процессы. По оценки Высшей школы экономики и Центра макроэкономического анализа, базовый набор мероприятий, запланированный Росреестром, до 2024 года принесет в экономику дополнительно около 400 млрд рублей.

Контакты для СМИ:
Пресс-служба Управления Росреестра по Вологодской области
(8172) 72 86 11, доб. 1045
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
160001, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!